О Горячем Ключе

Обсуждаем все что связано с историей города.
Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 19 июл 2015, 01:11
Репутация: 3
Откуда: Горячий Ключ
Контактная информация:

О Горячем Ключе

Сообщение Admin » 13 сен 2015, 22:56

Изображение
Горячий Ключ — или "Горячий" как его называют местные жители. Он же Goryachiy Kliuch в официальной олимпийской транслитерации и «кубанский Баден-Баден» на пафосном языке кубанской журналистики. Hot Key на местном школьном инглише, и Hot Spring Resort & Spa в переводе на более литературный английский. К слову, города-двойники Горячего Ключа с таким названием есть в Америке, причем сразу несколько, например - Hot Springs, North Carolina - на первый взгляд по фото от Российского Горячего Ключа и не отличишь.
Как принято считать - Горячий Ключ - это город пионеров и пенсионеров, а также многочисленных санаториев, гостиниц и баз отдыха. Благодаря живописной предгорной местности и минеральным водам как основным "двигателям" местной экономики, этот курортный городок имеет относительно приятную наружность и вполне себе приличную по сравнению с остальной частью Кубани внутренность, с общедоступными благоустроенными парками и променадами Изображение(например Аллея Тысячи Сосен). Знаменит на всю Россию весьма годной минеральной водой местного производства, и своими "профсоюзными" санаториями, в которых "пациентов" щедро поят и купают в ваннах из нескольких разновидностей той же минеральной воды, взятой из различных скважин.
С советских времен негласным символом и брендом Горячего Ключа является статуя косули. Ее ветвистые рога были растиражированы, как "Три Семерки", еще "по всему Союзу" на этикетках той самой минералки, вызывая у кого-то ассоциации с горной природой Кавказа, а у кого-то ассоциации, так скажем, попроще и по вульгарнее.
Также главный "Кубанцкий Баден-Баден" знаменит своим свежим предгорным воздухом, относительной чистотой и богатой растительностью.
https://youtu.be/qq9pmajUT04


Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 19 июл 2015, 01:11
Репутация: 3
Откуда: Горячий Ключ
Контактная информация:

Re: О Горячем Ключе

Сообщение Admin » 13 сен 2015, 22:58

Содержание:
1 Географическое положение
2 Река Псекупс
3 История
3.1 Горячий Ключ при адыгах
3.2 Кавказская война
3.3 Русская колонизация долины Псекупса
3.4 Основание и заселение Горячего Ключа
3.5 Псекупские минеральные воды
4 Этнический состав
5 Администрация
6 Образование
7 Промышленность
8 Городской транспорт
9 Где "потусить" и "пошопиться"
10 Достопримечательности
11 Городская растительность
12 Виноделие в Горячем Ключе
13 Ерики
14 Городская застройка
15 Районы Горячего Ключа
15.1 Курортная зона, или Санаторий
15.2 Улица Ленина
15.3 Городок Нефтяников
15.4 Район Администрации
15.5 Район Слава Труду
15.6 Район Чепуркова Гора
15.7 Район Мебельной Фабрики
15.8 Район Горбольницы
15.9 Район Развилки
15.10 Будка 2
15.11 Район Заречье
15.12 Район ЖД Вокзала
16 Территории, подчиненные городу Горячий Ключ
17 Перечень населенных пунктов, станиц, поселков и хуторов
17.1 Саратовская
17.2 Фанагорийское(-ая)
17.3 Безымянное(-ая)
17.4 Поднависла
18 ЖД Вокзал
19 "Отдохнуть на природе"
20 Как добраться до морей
21 Стоит ли вообще сюда ехать?

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 19 июл 2015, 01:11
Репутация: 3
Откуда: Горячий Ключ
Контактная информация:

Re: О Горячем Ключе

Сообщение Admin » 13 сен 2015, 23:06

Географическое положение
Город Горячий Ключ расположился около федеральной трассы "Дон" примерно в 50 км. к югу от Краснодара, как раз в том месте, где заканчивается широкая тысячекилометровая степная равнина и начинаются южные горы. Предгорные леса, впрочем, начинаются на северной границе Горяче-Ключевского района - вблизи поселка Молькино. Горячий Ключ, также как и Апшеронск с Майкопом и Новороссийском, находится у самого подножия первых горных хребтов по дороге на юг. За пределами южной "курортной" части города Горячего Ключа два гребня невысоких гор (хребты Котх и Пшаф)Изображение уже так тесно сдвигаются своими крутыми склонами над речной долиной, что образуют подобие бутылочного горлышка ("Волчьи Ворота"), шириной не более сотни метров, оставляя лишь место для колеи железной дороги, федеральной трассы М4 и самой горной реки Псекупс. Геологи считают, что в отдаленные геологические эпохи Котх и Пшаф были единым хребтом, но несколько миллионов лет назад горная река Псекупс пробила через него себе дорогу на север, разделив хребет на две части.
Горячий Ключ расположен на полпути к ближайшему прибрежному поселку Джубга, куда от Горячего Ключа еще 50 километров по горам. Дорога идет по перевалам Главного Кавказкого Хребта, где населены только несколько поселков около трассы.

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 19 июл 2015, 01:11
Репутация: 3
Откуда: Горячий Ключ
Контактная информация:

Re: О Горячем Ключе

Сообщение Admin » 13 сен 2015, 23:13

Река Псекупс
Горная река, приток Кубани, которая течет около Горячего Ключа, называется Псекупс. Легкомысленные приезжие слышат в этом названии звукоподражание бултыханию в воду, или в шутку переводят как "собака купалась". По наиболее популярной официальной версии, название реки в переводе с адыгейского языка "Голубая вода". Хотя на самом деле вода в Псекупсе скорее зеленоватая, из-за речных водорослей. Возможно, имелись в виду отложения голубой глины, которые иногда кое-где окрашивают воду в голубоватый цвет. Впрочем, другие знатоки адыгейского языка придерживаются мнения, что "Псекупс" переводится как "река долины черноклёна" (клёна Татарского), Изображениекоторого здесь растет довольно много. Согласно другой версии, название реки означает "полноводная река" - в прошлом Псекупс был глубоким и полноводным не только во время паводков.
В наше время Псекупс в районе Горячего Ключа печально известен тем, что многие люди там утонули или разбились, прыгая со знаменитой скалы ПетушокИзображение и подвесного моста в районе Мебельной Фабрики. Потом Псекупс сильно обмелел, и желающих соревноваться за премию Дарвина стало поменьше.
В летнее время Псекупс сильно пересыхает и становится похожим на большой ручей, который можно местами перейти, не замочив обуви. Но во время паводков он превращается в зверский поток, который несет, как щепки, вывороченные с корнем деревья. И горе тому любителю "отдохнуть на природе", который вздумает с машиной заночевать на берегу накануне паводка. Уровень воды обычно тихо и быстро поднимается, заливая всю пойму реки, но иногда внезапно накатывает волной, в метр, а то и два метра высоты, как цунами, которая катит по дну здоровенные камни, а по поверхности стремительно несет стволы деревьев. В старину, до 1980-х годов, когда еще не было и в помине нынешних автомобильных дорог и мостов, местным жителям приходилось часто переезжать Псекупс вброд, и старожилы станиц рассказывали много историй, как они еле спаслись от такой волны, бросив телеги или машины на произвол стихии - таких же бешеных потоков, как в печально прославившемся Крымске в 2012. Поэтому, если вы захотите заночевать у реки, когда накануне в горах прошли дожди, то располагаться на ночлег лучше где-нибудь повыше. Иначе, если вам самому удастся вовремя отбежать в гору на безопасное расстояние, бросив машину или палатку на произвол стихии, считайте, что вам повезло.


Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 19 июл 2015, 01:11
Репутация: 3
Откуда: Горячий Ключ
Контактная информация:

Re: О Горячем Ключе

Сообщение Admin » 13 сен 2015, 23:34

История
Горячий Ключ при адыгах
Место нынешнего Горячего Ключа, видимо, уже в древности имело стратегическое значение, поскольку уже тогда здесь проходили "арбенные" дороги с востока к морю (в п. Джубгу, г. Туапсе и г. Анапу), по которым шла торговля, сначала с византийскими греками, потом с генуэзцами, позже с турками. При адыгах на месте Горячего Ключа (где-то в районе Курортного парка) был адыгский аул Псыфабэ и одноименная крепость на горе Ключевой, построенная, по некоторым данным, еще в VI веке нашей эры и разрушенная не позднее XV века. Изображение"Псыфабэ" означало "горячая вода", так как из этой горы истекали минеральные источники. Позднее гору, на которой находилась крепость, назвали "Ключевой". До революции гора называлась "Абадзехской", по названию жившего здесь адыгского племени, и под этим именем она официально называться и в наше время.
В совсем глубокой древности здесь жило прото-адыгское племя Фатов, скупые сведения о которых в античных источниках известны с IV век до нашей эры по V век нашей эры. В V веке князьям адыгского племени Зихов удалось создать из объединенных адыгских племен государство, формально зависимое от римских и византийских императоров. В V-VII веках нашей эры Фаты и Зихи построили на месте Горячего Ключа крепость "Псыфабэ" для защиты сначала от Гуннов, затем Аваров. Адыги использовали ее как оборонительное сооружение от кочевников на протяжении почти тысячи лет.
Во времена присутствия генуэзцев на черноморском побережье (XIV-XV века) здесь, согласно адыгским преданиям, предположительно жили потомки генуэзцев и адыгов, легендарные франки-черкесы. В XV или XVI веке местное население были вытеснено или ассимилировано с Темиргоевцами. Затем Темиргоевцев вытеснили на восток Бжедухи. В 1613 году абадзехи в ходе межплеменной войны вытеснили Бжедухов на север, вниз по течению Псекупса, на территорию нынешней степной Адыгеи.
Самое многочисленное и влиятельное в Закубанье адыгское племя Абадзехов населяло горную часть долины Псекупса с 1613 по 1864 годы. Изначально, согласно преданиям, родоначальники Абадзехов со своими семьями жили глубоко в горах, в верховьях Пшехи, на священной для Абадзехов поляне Тубе (в районе лесозаготовительных поселков Верхние и Средние Тубы, где проходит Апшеронская узколейка. Потом, когда их стало больше, они захватывали долины рек Пшехи, Пшиша и Псекупса с их притоками у других племен, которые там жили раньше, пока не заняли всю горную и предгорную часть этих рек. Границы их владений, по сведениям историка Дьячкова-Тарасова простирались приблизительно от реки Белой на востоке до реки Шебша на западе. Примерно, Абадзехи занимали горную часть нынешнего Майкопского района Адыгеи, всего Апшеронского и Горячеключевского, а также части Северского и Туапсинского районов.
У Абадзехов, в отличие от многих других адыгских племен, был еще не разложившийся общинный-демократический родоплеменной строй. Племя состояло из общин ("Псухо"). Разрастаясь, общины делились территориально, оставаясь объединенными в несколько крупных "Обществ" или "Братств" ("Тлеуш" или "Хабль") , аналог вайнахского тайпа. В обществах, как и в отдельных общинах, практиковалась строгая экзогамия - жен брали только из других обществ, во избежание кровосмешения.
Общины состояли из семей юридически равноправных свободных сообщников -"братьев", не считая семей рабов, которые содержались на правах крепостных. Если рабов отпускали на свободу, они могли войти в общину на правах рядовых общинников. В некоторых общинах, тем не менее, были знатные рода ("Уорки" и "Тлекотлеши"), их уважали за отвагу, богатство, заслуги и древность рода, и их родовым именем часто назывались адыгские "общества". Так например, территория по правому берегу реки Псекупс, от аула "Псефабе" (ныне Горячий Ключ) до реки Хатыпс (станция Фанагорийская) принадлежала обществу, которое возглавляла община рода Бешуковых (Бешуко-хабль). Но ни один из родов не успел добиться доминирования во всем племени, как это было когда-то у древних германских и славянских племен. Абадзехи упорно не желали жить под властью своих князей, равно как и чужих. Даже из соображений коллективной безопасности.
В племени Абадзехов была такая же "военная демократия", как у древних германцев до того, как у тех выдвинулись свои первые конунги и появились первые "варварские королевства". Все вопросы в племени решали выборные старейшины общин. Их выбирали из наиболее старых, опытных и уважаемых людей в общине. Они заседали на советах старейшин племени, которые сообща принимали решения по внешним и внутренним делам. Заседания совета старейшин проходили в специальных священных рощах под открытым небом.
Одна из священных рощ находилась как раз в окрестностях Горячего Ключа - вероятнее всего, на Абадзехской горе (ныне горе "Ключевой"), около развалин крепости "Псыфабэ". Наличие горячих ключей, куда на лечение съезжались со всех адыгских племен, придавало этому месту особое сакральное значение. Там собирались конгрессы не только общин племени, но и межплеменные собрания, особенно во времена владычества Магомет-Амина, который был наибом (эмиссаром или "полпредом") имама Шамиля (в 1847-1859 годах). Здесь же, видимо, была и его "резиденция". Нельзя исключать того, что если бы история пошла иначе, Горячий Ключ мог бы стать столицей Абадзехии а возможно и всей Адыгеи.
Религия у Адыгов была своя собственная - политеизм (язычество). В священных рощах, как у друидов, адыги проводили ритуалы с жертвоприношениями животных в честь древних адыгских богов: Тха (Верховный Бог), Псатха (Бог Жизни), Шибле (Бог Грома), Ахын (Бог Скота), Мазитха (Бог Охоты), Тлепш (Бог-кузнец), Псегуаше (Богиня рек и дождя) и других. В наше время среди адыгейцев появилось много неоязычников, подобных славянским родноверам, которые пытаются возродить почитание своих древних богов.
В средние века среди адыгов было распространено христианство, в православной или католической версии. С XV века, после победы турков и татар над греками и генуэзцами, среди адыгов шел процесс исламизации. Однако адыги, благодаря изоляции в горах, до середины XIX века сохраняли христианские и языческие культы. В 1840-1850 годах, незадолго до русского завоевания Закубанья в 1860-1864 годов, адыгские племена массово перешли в ислам, частью добровольно, частью насильственно, под принуждением Магомет-Амина, наиба имама Шамиля.
Вместо законов (писаные законы у Адыгов появились только после принятия шариата в 1840-х годах) Абадзехи, как и большинство Адыгов, руководствовались обычаями или "Адатами", составляющими в совокупности неписанный кодекс чести Адыгов - "Адыгэ Хабзе". Законы напоминали "салическую правду" франков-германцев или "русскую правду" древних славян: в основе его была кровная месть, или замена денежным штрафом (как "вергельд" у германцев или "вира" у славян) Это был кодекс "правил", которые жестко регламентировали, как и кому себя прилично вести и какие взыскания следует наложить на нарушителей. За большинство обычных преступлений, от воровства до убийства, полагались штрафы, которые в старину, выплачивались в виде определенного числа голов скота (к примеру, за убийство полагалось отдать около 200 голов крупного рогатого скота), в самое позднее время - в эквивалентной сумме русских или турецких денег. Штрафы выплачивала община виновника общине потерпевшего, иногда в рассрочку. Если потерпевшие не удовлетворялись штрафом (в случае, если была сильно задета честь семьи), или штраф злостно не выплачивался, на этот случай и существовала знаменитая "кровная месть", которую погасить было уже гораздо труднее, чем выплатить штраф. Поэтому с ближайшими соседями Адыги предпочитали не ссориться, и вели себя предельно культурно, воспитанно и прилично, а если ссорились, то быстро мирились. А вот на дальних соседей Абадзехи столетиями ходили в набеги и поддерживали кровную вражду, как легендарные Хэтфилды и Маккои в Америке.
Долина реки Псекупс и долины его притоков - Чепси, Хатыпсе, Хоарзе (ныне Каверзе) - была населена Адыгами очень плотно. Адыгские аулы и семейные хутора тянулись почти непрерывной цепью по всем горным долинам и плоскогорьям, до самых верховьев рек. Община представляла собой разросшийся род, и обычно насчитывала до десятка разбросанных по долине хуторов. Жили они в основном на гребнях гор и склонах долин, у самой реки обычно не селились, поскольку горная река часто разливалась, к тому же ее берега были болотистым, кишели малярийными комарами и вредными испарениями. В наше время, хотя здесь и проходит железная дорога в город Сочи и федеральная трасса "Дон", долина Псекупса и его притоков населены крайне слабо. Долина Псекупса, вопреки нынешнему расхожему мнению, что здесь можно выращивать только бурьян, считалась у Адыгов крайне плодородной. Поэтому они называли ее арабским словом Мыср или Мессер, что значит "Египет". Вы спросите почему Египет? Да потому, что Адыги имели самое непосредственное отношение к истории средневекового Египта. Во времена крестовых походов многие Адыги, наряду с половцами, служили в корпусе мамелюков. Потом они захватили власть, и адыгская по происхождению династия мамелюкских султанов долгое время правила в Египте (1381-1517). Позднее Египет захватили турки и жестоко убили последнего адыгского султана Египта Туман-бея. После этого многие адыги вернулись на Кавказ. У потомков тех, кто оттуда вернулся, далекий Египет вспоминался в преданиях как край баснословного богатства. Отсюда и сравнение Псекупса с египетским Нилом.
Несмотря на большую плотность населения, Абадзехи лучше нынешних обитателей Горячеключевского района берегли природу этих мест. Подобно индейцам Северной Америки, они как-то умели жить в симбиозе с горным ландшафтом и рационально пользоваться природными ресурсами. Леса в долине Псекупса были густыми и вековечными. Если Адыги расчищали участки леса для полей (на склонах и гребнях гор), то по доброй воле восполняли убыль лесонасаждениями: они боялись, что рассердится Бог лесов Мазитха, которого они представляли в образе кабана с золотой щетиной или всадника на кабане. Река была гораздо полноводнее и кишела ценной рыбой, потому что глушить ее им было нечем и незачем. На тонком плодородном слое почвы горных долин они разводили шикарные сады и огороды, и даже умудрялись выращивать зерновые (в основном ряд традиционных злаковых культур, в XIX веке еще и кукурузу, которая здесь хорошо удавалась и выгодно сбывалась туркам). Хотя почвы в горных долинах - не степной чернозем, Адыги жили здесь довольно зажиточно, выращивая продукты в избытке, для себя и на продажу. Также они разводили обширные стада коров, коз и овец.

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 19 июл 2015, 01:11
Репутация: 3
Откуда: Горячий Ключ
Контактная информация:

Re: О Горячем Ключе

Сообщение Admin » 14 сен 2015, 00:28

Кавказская война
Суровая жизнь в горах, недостаток жизненного пространства в узких горных долинах, и постоянная угроза нападения со стороны степи сделала Абаздехов самым воинственным, агрессивным и независимым из племен Закубанья. Верхнее течение Псекупса в начале XVII века они отвоевали у соседних Ажедухов, вынудив тех переселиться на равнину, и с тех пор продолжали на них время от времени нападать.
В конце XVIII века, когда на Кубань пришли русские войска, Бжедухи попросили у русских военных властей защиты от набегов Абадзехов. Русские власти не смогли им отказать, и в результате вековые проблемы Бжедухов стали и их головной болью. В результате в 1796 случилось первое сражение между казаками и Абадзехами, которое стало началом долгой, жестокой и кровопролитной войны, с регулярными жестокими набегами Адыгов на казачьи станицы и не менее жестокими ответными карательными экспедициями русских войск.
Торговые контакты с турками и крымскими татарами (а до них с генуэзцами) сформировали у Адыгов высокий спрос на рабов, которые с большой выгодой сбывались туркам, в обмен на необходимые Адыгам товары - прежде всего, оружие, соль и ткани. Поэтому все Адыги, которые считали себя отличными воинами, ходили в набеги, за наживой и славой. Прежде ходили на соседние племена и на татар, кочевавших на правом берегу Кубани. Когда в XVIII веке вместо татар появились казаки, стали нападать на казачьи станицы. Адыги сколачивали шайки, тайком пробирались к Кубани, и если их не замечали казачьи патрули, переплывали Кубань, нападали на станицы, отбивали коней и скот, убивали всех, кто сопротивлялся или был недостаточно ценен для продажи (например, стариков), хватали молодых женщин и детей, и гнали их в горы, откуда их достать было невозможно. Пленников они делали своими рабами или продавали турецким пиратам-контрабандистам на побережье. Иногда захватывали офицеров царской армии, которых возвращали за большой выкуп, как например барона Торнау, которого Абадзехи удерживали в рабстве два года.
Казачьи войска в ответ на набеги совершали рейды в горы, вырубали просеки вдоль дорог, сжигали десятками аулы, убивали всех, кто сопротивлялся и не успел убежать в горы, угоняли скот, коней и пленных. Пленными они не торговали, но выселяли на равнину, под присмотр станичных гарнизонов.
Адыги пытались организовать сопротивление, призвать на помощь турок и англичан. Но у английских эмиссаров не получилось организовать Адыгов, которые были слишком независимыми, чтобы установить среди них строгую военную субординацию. А прислать войска на Кавказ после тяжелой Крымской войны у англичан с турками сил не хватило. Тогда Адыги на народном межплеменном собрании решили обратиться за помощью к имаму Шамилю. Он прислал им своего способного эмиссара, наиба Магомет-Амина, который приехал в 1848 году. Магомет-Амин в течение 11 лет, до 1859 года, спешно пытался организовать разрозненные племена Адыгов в настоящее государство, чтобы противостоять русским войскам. Магомет-Амин организовал первичные органы законодательной и исполнительной власти, регулярное ополчение и налогообложение. Одно из организованных им судилищ ("Мехкеме") как раз находилось в селении Псыфабэ на территории нынешнего Горячего Ключа. Ввел среди Адыгов ислам и законодательство на основе шариата, жестоко боролся с остатками христианства и язычества, и с про российски настроенной адыгской оппозицией. Адыгам, особенно "демократическим" Абадзехам и крестьянам из "княжеских" племен очень нравилась его проповедь равноправия в исламе. Адыгской знати ислам нравился тем, что шариат не запрещал им ходить в набеги и держать рабов, в отличие от законов российской империи. Тем не менее, многим Адыгам не нравилось, что Магомет-Амин стал облагать их налогами на армию, что приговоры по законам шариата были более жестоки, чем по традиционному адыгскому праву, и вообще что им придется кому бы то ни было подчиняться. Но власть русского царя им нравилась еще меньше.
Магомет-Амину удалось организовать несколько успешных совместных набегов на Кавказскую Линию, в которых участвовали представители нескольких племен. За это племена Адыгов стали его уважать и изъявляли готовность ему подчиняться. Тем не менее, когда после одного успешного набега Абадзехи с Шапсугами не поделили добычу, между ними завязалась драка, кончившаяся кровной враждой, которая внезапно пустила под откос все усилия Магомет-Амина по объединению племен.
Ему отказались подчиняться все племена, кроме Абадзехов. Они были его верной опорой, которые остались ему верны до конца. В 1859 году Магомет-Амин, узнав о пленении Шамиля, прекратил борьбу, сдался русским властям и попытался убедить Адыгов принять русское подданство и русские законы. Но это ему не удалось: Адыги были согласны на русское подданство, но были решительно против введения русских законов, запрещавших набеги, рабовладение и кровную месть.
Поэтому война продолжалась до 1864 года, когда царской военной администрации вконец надоело все время сторожить растянутую границу от бесконечных набегов, и началось полномасштабное наступление c последующей зачисткой гор. Абадзехи яростно сопротивлялись, но не устояли. Как всадники и налетчики они не знали себе равных, но против регулярной армии и артиллерии они были бессильны. Царское правительство потребовало от Абадзехов и других горных племен в течение 2 лет (до 1 февраля 1864 года) либо переселиться на равнину по левому берегу Кубани, либо эмигрировать в Турцию. После этого многие Адыги, сначала из долины реки Белой и соседних долин, начали переселяться кто куда на протяжении 1862 и 1863 года. Но те, что жили в долине реки Псекупса выше Горячего Ключа, держались до последнего. Русские власти дали Абадзехам еще два месяца в 1864 году, чтобы они либо переселились на равнину, либо уехали в Турцию. Но Адыги до последнего надеялись на военное вмешательство турок и англичан, и никуда не двигались. Поэтому депортация была произведена в сентябре 1864 года буквально за 24 часа.
Мрачную картину депортации и последующего заселения горных долин русскими переселенцами ярко и подробно описывал полковник Каменев, в 1867 году в статье "Несколько слов о колонизации Кавказа" в "Кубанских войсковых ведомостях".

ИзображениеИзображениеИзображение










Написано в духе современных ему писателей типа Майн Рида, описывавших кровавые сражения европейских колонистов с индейскими или африканскими племенами. Простодушное торжество победителя с легкой примесью сочувствия к побежденным.
Русские войска вошли в аулы и приказали всем собираться на арбы. После чего конвоировали Адыгов до побережья, следя, чтобы те не спрятались в горах. Корабли для переезда по морю должны были бесплатно предоставить турки, но те прислали их недостаточно, потому, что не договорились с русскими властями, кто будет оплачивать все расходы по переселению. В результате тысячи людей скопились на болотистом берегу в городе Туапсе, где тут же разразилась страшная эпидемия. В отчаянии Адыги продавали туркам и мирным горцам все, что у них было ценного, вплоть до детей, чтобы оплатить переезд по морю в Турцию.
Эта депортация известна в истории как Черкесское мухаджирство. В итоге переселись в Турцию 9/10 адыгского населения (по разным оценкам, в общей сложности от 400-500 тыс до 4-5 миллионов человек). Остальные 50.000 представителей разных племен поселились на территории нынешней степной Адыгеи (кроме горного Майкопского района, который присоединили к Адыгейской автономной области уже в советское время).
Большая часть Абадзехов, согласившихся принять русское подданство, поселилась на территории степной Адыгеи, в основном в ауле Харукинохабль. По свидетельству Дьячкова-Тарасова, побывавшего там в 1902 году и расспросившего стариков, помнивших прежние времена, оставшиеся Абадзехи жили довольно зажиточно за счет земледелия и скотоводства, и поддерживали свои народные традиции. Хотя их старики тяготились, по их словам, русскими законами, запрещавшими набеги и кровную месть, что, по их мнению, приводило к упадку былой военной доблести Адыгов.

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 19 июл 2015, 01:11
Репутация: 3
Откуда: Горячий Ключ
Контактная информация:

Re: О Горячем Ключе

Сообщение Admin » 14 сен 2015, 01:15

Русская колонизация долины Псекупса
В том же 1864 в опустевшие долины прибыли первые русские колонисты. Из многочисленных пустых адыгских аулов и хуторов они взяли все, что могло им пригодиться в хозяйстве, после чего все сожгли. Поселенцы не стали в них заселяться, потому что начальство заранее решило, где должны были стоять немногочисленные станицы. Поселенцы разбили почти все, что не могли использовать в хозяйстве, так что адыгских древностей в этих местах осталось не густо. Уничтожили и надгробия на адыгских кладбищах, (типо чудом уцелевшего адыгского столба-памятника начала XVIII века с арабскими письменами, что красуется в наше время в Курортном парке в Горячем Ключе).Изображение Следы адыгского прошлого стирались поселенцами так усердно, что начальник Псекупского полка, наконец, опомнился, и приказал собрать что-нибудь для любознательных ученых и любителей старины. Удалось собрать целый музей из предметов быта горцев и палеонтологических находок (в том числе костей мамонта). К сожалению, все экспонаты были впоследствии полностью расхищены и утеряны во время Гражданской войны.
После выселения адыгов из гор в конце Кавказской войны царскому правительству необходимо было кем-то заселить опустевшие долины, чтобы туда не проникли враждебные турки и не вернулись горцы. К тому же некоторые из них еще долго прятались в горах, несмотря на то, что казаки регулярно прочесывали горы, разыскивали их и переселяли на равнину, в степные аулы (нынешней Адыгеи), под надзор гарнизонов казачьих станиц.
Поэтому в 1864 царской военной администрацией на территории нынешнего Горячеключевского и Северского районов был сформирован Псекупский казачий полк, который был размещен в тогда же созданных станицах. Станицы были равномерно размещены во всех стратегически важных местах на равнине и горных долинах. В них была организована "плановая" колонизация. В определенной начальством пропорции в них были поселены безоружные крестьянские переселенцы из России и Украины и вооруженные казаки, которые имели значение гарнизонов и "отрядов быстрого реагирования", на случай восстания адыгов или вторжения турок.
По утвержденному начальством плану были одновременно основаны все крупные станицы нынешнего Горячеключевского района и соседнего Северского района. Вопреки распространенному мнению, что станицы названы самими казаками по именам городов, где были когда-то расквартированы их полки во время службы, названия станиц были единовременно "спущены сверху". В состав Псекупского полка в то время также входили и практически все станицы соседнего нынешнего Северского района (Калужская, Григорьевская, Афипская и другие). Штаб-квартира полка была размещена в станице Ключевой, которая находилась в северной части нынешней городской черты Горячего Ключа, от района Администрации до Развилки). В 1869 году Ключевая стала центром нового Ключевского уезда.
Псекупский полк формировался под руководством тогдашнего начальника Кубанской области и наказаного атамана Кубанского Казачьего войска (должность, примерно аналогичная должности губернатора и одновременно командующего кубанским казачьим войском), генерал-майора царской армии графа Сумарокова-Эльстона. Кстати, он же приходится родным дедушкой князю Феликсу Юсупову, который в 1916 году участвовал в убийстве Распутина. Командиром Псекупского полка был полковник Попко, который возглавлял полковой штаб в станице Ключевой. Непосредственно организацией "местечка Горячий Ключ" и благоустройством вод занимался полковник Н.Л. Каменев. Он написал несколько статей и книг по истории основания и освоения района Горячего Ключа, откуда мы можем узнать, как жили здесь первые русские поселенцы.
Хотя военная администрация прилагала много (по тем временам) усилий для помощи переселенцам (субсидии, лекарства, налоговые льготы), первые годы, жизнь была адская. Хаты-мазанки строились быстро, а вот с самодостаточной экономикой, была проблема. Первые русские поселенцы, в отличие от горцев, совершенно не были приспособлены к жизни в горах. Прежде всего, почвы в горных долинах - это худые тяжелые суглинки глубиной 20-40 см, а под ними чистая глина. Тогда как каждый казак мечтал, выйдя в отставку, получить хороший кусок сверхмощного плодородного степного чернозема (толщиной до 2 метров), без которого он себе земледелие не представлял. Да и крестьянские переселенцы с Севера, после рассказов о жирных кубанских черноземах, приехав сюда, сочли, что начальство их жестко обмануло.
Адыги перед внезапной депортацией успели засеять поля, а убирать их пришлось уже русским переселенцам, и те дивились тому, насколько неожиданно богатым был урожай. А в следующем году поселенцы распахали землю так, как привыкли в степи, и получили полный неурожай, и так каждый последующий год. Поселенцы не понимали, что горные суглинки категорически нельзя пахать с оборотом пласта. Да и в наше время можно кое-где увидеть, как местные продолжают "от души" распахивать суглинки, а потом жалуются, что ничего тут не растет, кроме бурьяна. Только сейчас начали распространяться технологии типа нулевой обработки почвы. Щадящие методы обработки почвы, в том или ином виде, видимо, уже давно были известны адыгам. Доподлинно известно, что абадзехи для обработки почвы использовали специальный легкий плуг, который лишь рыхлил землю на небольшую глубину, а пололи сорняки инструментом, похожим на современные плоско резы. К тому же поселенцы в отличие от адыгов, сеяли в низинах, где был более-менее плоский рельеф, а адыги на склонах и вообще на гребнях гор. А низины часто заливались рекой, и смывали все посевы.
Так, что после таких тяжелых неудач с сельским хозяйством в горных долинах количество желающих здесь поселиться по своей воле было мало, кроме, разве что, "неприхотливых армян" (по выражению полковника Н.Л.Каменева), привычных к земледелию на горных почвах. Но поскольку их было явно недостаточно, а горы были все еще очень небезопасны, то военной администрации в конечном счете пришлось присылать сюда казаков по разнарядке. Сначала искали добровольцев, но их оказалось слишком мало. Казаки уже знали, что такое Закубанье. Тогда стали присылать по жребию. Но хитрые казаки стали нанимать всяких бездомных бродяг, и присылать их вместо себя. Наконец, начальство рассвирепело, и стало присылать по приговору казачьих обществ. В первую очередь присылали тех, кто даже по казацким меркам считались слишком буйными или слишком пьющими. Журналисты, историки и администраторы того времени (графиня Уварова, историк Федор Щербина, полковник Каменев), которые были людьми, в общем-то, привычными к походным условиям жизни и суровому быту того времени. Но они были в ужасе от грубых нравов поселенцев, и дружно сокрушались в своих отчетах, что среди них процветает повальный алкоголизм и общее падение нравов, крайняя небрежность в ведении хозяйства и нищета. Повторилась, в каком-то смысле, история из известной рок-оперы "Юнона и Авось": отцы-основатели надеялись в самом скором времени основать процветающую колонию, а получилось, как всегда - тяжелая, грубая жизнь на грани выживания. И это несмотря на очень значительные, по тем временам, субсидии от правительства.
В конце концов местные администраторы всех уровней сошлись во мнении, что эти субсидии и есть корень зла. Тогда всех переселенных казаков перевели в разряд крестьян-поселенцев, и сняли с жалованья и довольствия, то есть перестали платить зарплату и выдавать продовольствие. Предполагалось, что этакая "шоковая терапия" должна оживить местную экономику. Но ожидаемых результатов это не принесло, кроме того, что казна скинула с себя большие расходы. В краткосрочной перспективе случилось то, что называется теперь "гуманитарная катастрофа". Земледелие и скотоводство все равно не ладилось. Адыгские методы обработки земли и местные особенности ухода за животными русские поселенцы не знали или пренебрегали ими. Грамотных русских агрономов уровня Докучаева и Овсинского, чтобы разобраться, как надо работать в горных условиях, и выдать населению четкие рекомендации, здесь не было, да и никаких агрономов, в те времена и в этих местах, скорее всего не было вовсе. К тому же своевольные и консервативные поселенцы не позволили бы кому бы то ни было навязывать себе какие-то непривычные им методы обработки земли.
Чтобы выжить, поселенцы начали яростно рубить лес на продажу (лес сплавлялся вниз по течению тогда еще полноводного Псекупса), бить зверей и ловить рыбу сверх всякой меры. Доставшиеся от адыгов священные рощи вырубили первым делом, а их знаменитые сады одичали и слились с лесом. Однако самой администрацией вырубка лесов тогда признавалась необходимой мерой, поскольку из-за крайне высокой влажности в уезде была постоянная эпидемия малярии. Других способов бороться с малярийным комаром, носителем малярийного плазмодия, кроме вырубки лесов и осушения болотистых берегов, тогда не знали. Правда, тогда еще не было тракторов, бензопил или хотя бы достаточного количества рабочих рук у поселенцев, поэтому рубки были не такими масштабными, как в поздние времена.
Но рубка леса, как самый грубый способ эксплуатации природных ресурсов, не слишком способствовал активному заселению уезда. Кроме рубки леса, поселенцы стали дружно выезжать в степные станицы наниматься на работы в более зажиточные степные хозяйства, отчего горные станицы на время работ пустели. Так что власти были вынуждены признать фактический провал плана колонизации. Даже самым деятельным и мотивированным русским переселенцам, кто решился прочно поселиться в уезде, все равно приходилось очень тяжело, несмотря на значительные по тем временам субсидии от царской администрации. Первые годы колонизации переселенцы испытывали множество лишений, как природного, так и социального-административного характера.
Прежде всего, царская администрация, раздав участки поселенцам, не удосужилась прислать достаточно землемеров, чтобы их как следует размежевать. В результате в станицах тут же начались традиционные злобные межевые конфликты между поселенцами из-за посевов и сенокосов, еще больше ожесточившие нравы. Проблемы с межеванием и межевыми конфликтами протянулись и через все советское время, поскольку вся земля, не только в лесу и поле, но и приусадебная, считалась государственной, и к вопросам межевания как царские, так и советские власти относились с пренебрежением. В результате межевые конфликты решались преимущественно "по праву сильного". Даже в поздние советские времена были случаи, когда соседа забивали жердями до смерти в результате спора из-за груши, растущей на меже. Между казаками и "иногородними" (русскими крестьянами) тоже были конфликты на сословной или той же межевой почве, несмотря на то, что их вскоре уравняли в правах.
Природа тоже как будто мстила грубым чужакам. В первые же годы колонизации случился массовый падеж скота, потому, что поселенцы поили его где придется, а адыги в свое время - только в чистых родниках. К тому же племенной работой поселенцы не заморачивались, в результате вскоре последовало вырождение и повышенная болезненность скота. По этой причине от овцеводства, весьма развитого у адыгов, поселенцы отказались очень скоро. Потом случилась массовая эпидемия малярии, которая с тех пор трепала местных жителей непрерывно. Адыги в свое время тоже были подвержены лихорадке, но они селились на плоскогорьях и склонах гор, но не у берега реки, поэтому заболевали реже. К тому же они носили специальную одежду типа бурки, в которой они не потели днем и не мерзли от ночной сырости, и потому были лучше защищены от малярийных комаров. Малярию извели уже только в советское время.
В то время слово "закубанец" было синонимом страшного бедняка, которого сразу узнавали по бледному, измученному малярией лицу. При первой же возможности жители станиц разбегались. Так, станица Фанагорийская, одна из самых неудачно расположенных - у самого слияния двух рек, через несколько лет после основания был брошена жителями, и лишь несколько лет спустя была добровольно заселена заново "неприхотливыми" армянами.
Экономика района немного оживилась в советское время. Снова насадили обширные совхозные сады. В то же время стали проводиться и какие-то природоохранные мероприятия. На месте вырубок делались лесопосадки, был создан заказник, Попадавшихся с поличным с ружьем без лицензии и с сетями на реке систематически штрафовали и даже сажали. Но в постсоветское время уничтожением природы занялись с удвоенной силой. Сады снова забросили, зато устроили новые лесопилки и обширные вырубки, на месте которых вместо леса растут одни лишь непролазные кустарниковые чащобы, которые называются по-местному "хмеречей". В лесах все реже можно встретить зверей, в частности, символа Горячего Ключа - косулю, а в Псекупсе практически перевелась рыба. Власти как-то пытаются гонять местных и приезжих за незаконные рубки, охоту без лицензии, рыбалку с сетями и глушилками и сбор красно книжных растений. Но все административные и уголовные меры бессильны перед традиционной "мужицкой хитростью". Причем каждый в отдельности - все прекрасно понимает, к чему это ведет, но рассуждает так, что "если это сделаю не я, обязательно сделает кто-то другой".
столб-памяти (1).jpg
Этот необычный памятник представляет из себя столб, сделанный из обломков византийской колонны, на которой нанесены надписи на древнеарабском языке. Памятник является кенотафом, то есть надгробием над пустой могилой, и установлен в честь бжедухского дворянина Хапача Лакшука, одного из самых известных героев племени бжедухов.
Другая надпись на колонне, более позднего времени, повествует о судьбе пленённого казака Золотарёва, обучавшего грамоте черкесских детей.

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 19 июл 2015, 01:11
Репутация: 3
Откуда: Горячий Ключ
Контактная информация:

Re: О Горячем Ключе

Сообщение Admin » 14 сен 2015, 01:32

Основание и заселение Горячего Ключа
Главный административный центр, сначала полка, потом уезда, изначально находился в станице Ключевой, а Горячий Ключ был изначально маленьким поселком при военном госпитале. Курортное "местечко" на месте курортной зоны нынешнего Горячего Ключа заложил в 1864 году тот же граф Сумароков-Эльстон. Изначально предполагалось, что поселок будет называться Псыфаб ("горячие воды"), так же, как и бывшее адыгское селение. Но граф в прошении на высочайшее имя об основании курортного поселка вычеркнул предполагавшееся название "Псыфаб", и записал "Горячий Ключ". Через три года, в 1867 году, прошение было удовлетворено. В том же году сюда приезжал с инспекционным визитом Наместник Кавказа (должность, примерно аналогичная нынешнему полпреду федерального округа), член императорской фамилии великий князь Михаил Николаевич, и поселок официально назвали Михайловским.
Впрочем, полковник М. Л. Каменев, основатель Курортного парка, смотритель "госпиталя казачьего войска" (будущего Санатория) и начальник "местечка" (фактически, первый мэр Горячего Ключа), написавший книгу о "Псекупских минеральных водах" в 1883 году, называет поселок не иначе как "местечко Горячий Ключ". Спустя 40 лет после визита великого князя, в 1906 году, местечко официально переименовали - из Михайловского в Алексеевский Горячий Ключ - в честь цесаревича Алексея, надо полагать. В 1920 году имя несчастного царевича отбросили, и поселок стал называться просто Горячий Ключ. В 1930-х он получил статус курортного поселка. В 1965 году курортный поселок Горячий Ключ и сросшуюся с ним станицу Ключевую объединили, станицу Ключевую официально упразднили, и Горячий Ключ стал городом.
Когда Псекупский полк "переформатировали" в Ключевской уезд (административный центр в станице Ключевой + местечко Горячий Ключ), власти стали зазывать селиться в самом Горячем Ключе переселенцев из России, мещан и "патриотов-коммерсантов" (как ни странно, это выражение использовал еще полковник Каменев, а не только Эмир Кустурица в своих фильмах), чтобы развивать в нем курортный бизнес. Предлагали брать участки по 15 сотых, строить мини-гостиницы и лавочки. Но условие было такое: если за два года не построишься, участки отбирали. И отбирали, потому что люди брали участки и бросали. Забавно, но такое же положение (минус частная собственность на землю), действовало и на протяжении всего периода советской власти.
Поэтому еще в 1883 году полковник Каменев в своей книге жаловался, что в Горячем Ключе до сих пор живут одни лишь армяне и чиновники, в основном вдоль единственной улицы Михайловской (нынешней главной улицы Ленина). Начальство предписывало, чтобы люди там строили красивенькие домики в швейцарском стиле, с верандами, но куда там... Люди вообще упорно не хотели там жить до тех пор, пока власти не построят коммуникации - железный мост через Псекупс, железный мост через Кубань, а желательно и железную дорогу, о которой полковник Каменев мечтал еще в 1883 году, Изображениеза сто лет до того, как ее построили (в 1980-м). И вообще, "инвесторы" требовали надежных гарантий, что курорт не забросят. Поэтому стоимость земельных участков (в среднем, по 8 квадратных саженей, то есть примерно по 15 соток) в черте тогдашнего Горячего Ключа (нынешней Курортной зоне), по ценам 1883 года, стоили от бесплатно до 300 царских рублей, что примерно составляет 30-50 тысяч на нынешние деньги. И уже тогда Каменев предсказывал, что когда курорт начнет развиваться, участки будут стоить тысячи рублей...
Но в 1902 году, по свидетельству Дьячкова-Тарасова, состояние развития курорта Горячий Ключ было таким же, как в 1883 году - "в зачаточном состоянии". Главная проблема была в отсутствии коммуникаций, без которых инвесторы того времени не желали вкладываться в курортный бизнес. Не было не только железной дороги - ближайшая станция только что построенной железной дороги в Новороссийск была в п. Афипский или п. Энеме, от которых до Горячего Ключа было добрых 50 километров езды по плохой дороге через станицу Калужскую. Не было даже нормального моста через Псекупс, о котором шли только разговоры, каким он будет, железным или новомодным тогда железобетонным. К слову, тот мост (речь идет о мосте в районе Саратовской) до революции так и не построили, его построили уже только после второй мировой войны, в 1950-х или 1960-х, а до того шлепали вброд. Поэтому Горячий Ключ еще долго не мог составить конкуренции хотя бы Кисловодску.
Тем не менее, достаточно неприхотливые люди постепенно стали там селиться, хотя бы потому, что в Горячем Ключе, в отличие от Екатеринодара, жизнь была дешевле в несколько раз. Например, сажень хороших покупных дров (около 2 кубометров) в Горячем Ключе стоил шесть рублей, а в степном безлесном Екатеринодаре - уже от 15 до 30 рублей. Грубо говоря, это все равно что 6 и 30 тысяч на наши деньги. Доставка в Екатеринодар, по скверным дорогам без мостов, увеличивала цену в 2-4 раза. Так что Горячий Ключ хоть медленно, но застраивался.

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 19 июл 2015, 01:11
Репутация: 3
Откуда: Горячий Ключ
Контактная информация:

Re: О Горячем Ключе

Сообщение Admin » 14 сен 2015, 01:47

Псекупские минеральные воды
Адыгские племена знали о местных минеральных водах и активно ими пользовались, и съезжались сюда для лечения, по крайней мере, со всего Закубанья. Правда, местные абадзехи не только не сумели сделать на этом выгодный бизнес, но и чуть ли не разорялись на содержание больных с сопровождающими: по адыгским понятиям (неписанный кодекс "Адыгэ Хабзэ"), "отдыхающие", даже из враждебных племен (если был заключен договор о свободном проезде), - это гости, а гость - это посланник бога, и для него следовало расшибиться в лепешку, а не выставлять ему счет.
Адыги считали, что минеральные ванны вылечивали ревматизм, кожные болезни и раны. Там, где горячие ключи выходят на поверхность, были выкопаны ямы, и в них опускали больных, потом поднимали и на бурках относили в сакли. По их представлениям, щелок (соли натрия) обмывали раны и сыпи, сера разгоняла кровь, а высокая температура источников (около 370С) вызывала лечебный потогонный эффект при лихорадках. Поэтому рекомендовали купаться кто сколько выдержит - часто до тошноты и обморока пациента. Как вариант, они использовали контрастные ванны: то горячие, то холодные... Параллельно активно использовали для лечения смеси горных трав, которые знали только их знахари. Минеральные воды пили крайне редко: адыги считали, что это больше вредит здоровью, чем его поправляет. К тому же санитария источников была самая примитивная (простые ямы в глине или деревянные срубы типа "ванны"), а адыги были достаточно брезгливы и небезосновательно боялись заразы.
Горячие ключи у адыгов считались священным местом. Поскольку в геологии они тогда не разбирались, ключам приписывали чудесное происхождение и свойства. Поэтому утерю этих горячих источников они восприняли особенно болезненно, и перед эвакуацией ввиду наступления царских войск успели источники завалить так, что их потом казаки не сразу нашли и раскопали, а некоторые ключи, по слухам, так и вовсе никогда не были найдены.
По описанию полковника Каменева, написавшего книгу о Псекупских минеральных водах в 1883 году, когда сюда пришли русские военные, источники представляли собой грязный болотистый ручей с кое-где выбивающимися горячими ключами, текущий в Псекупс из широкого оврага со спертым воздухом, где было не продохнуть от паров сероводорода. К тому же болотистое дно оврага в сочетании с высокой влажностью было идеальным рассадником малярии.
Местные военные власти постепенно стали их благоустраивать. Заваленные адыгами источники расчистили, щебень, глину и тину убрали, выкопали канавы для дренажа ручьевой воды, пробили щель в скале (Дантово ущелье) для проветривания.
Дантово-ущелье.jpg
Дантово ущелье
Построили резервуары минеральной воды над источниками (развалины одного из них до сих пор можно видеть над Иверским источником). Построили баню-купальню и открытые чаны для собирания и охлаждения минеральной воды. На Ключевой горе и под горой заложили Курортный парк.
Первое время минеральные воды использовались исключительно для нужд военных. Первые постройки санатория представляли собой что-то вроде бани-купальни при военном казачьем госпитале. Потом, однако, Горячий Ключ посетил "Августейший Наместник Кавказский", великий князь Михаил, в честь которого один из источников назвали Михайловским, а другой Александровским, в честь его брата, императора Александра II. Великий князь, а также ученые-минерологи и врачи из Екатеринодара сделали "пиар" этому месту, как альтернативе Пятигорску и Минводам. Так что сюда постепенно стали съезжаться "отдыхающие". Были построены первые здания нынешнего Санатория.
Кстати, "дикое" лечение минеральными водами (в стоках минеральной воды на минеральной поляне и берегу Псекупса) продолжалось вплоть до 1950-х годов. До этого местные и "отдыхающие", которым не хотелось платить за "курсовку" в санатории, никого особо не стесняясь, вываливались здесь голыми, как свиньи, в минерализованной грязи (как в скандальном фильме "Фандо и Лиз" режиссера Алехандро Ходоровски), а потом отмывались в Псекупсе. Потом источники каптировали, заключили в трубы, обнесли оградой, халява и весь цирк кончились. Хотя, и сейчас еще есть у подножия скалы Петушок что-то вроде естественной каменной ванны, где минеральная вода смешивается с речной. Считается, что до 30 минут пребывания в этой ванне оказывает омолаживающий эффект, дольше уже вредно. Санаторные власти пока не изыскали способ и ее сделать платной, поскольку добраться до нее не так-то просто: надо спуститься со скалы по очень крутой и опасной каменной лестнице, или вплавь по реке. Так что это вариант только для любителей халявы 80 уровня.
В советское время, поскольку здесь в 1927 году лечился от ран, полученных на Гражданской войне, культовый советский писатель Островский, Санаторий назвали в его честь. И даже музей Островского устроили из вещей, которые он забыл в своем номере. Были построены корпуса санаториев №1,№2,№3 (последний у Старого рынка сейчас его снесли и построили торговый комплекс) и Адыгейский детский санаторий. В позднесоветское время были построены корпуса "титульных" санаториев "Горячий Ключ" и "Предгорья Кавказа", и прочие постройки, типа курзала и питьевой галереи.
Курорт изначально не был "тусовочным", а сугубо лечебно-оздоровительным, поэтому в советское время здесь по профсоюзным путевкам отдыхали в основном пионеры и пожилые колхозники. Возможно, они и задали тот самый характерный "пионерско-пенсионерский" демографический облик Горячего Ключа.
Санатории Горячего Ключа не потеряли свое значение и в постсоветское время, более того, санаториев стало больше шести, не считая многочисленных мотелей, гостиниц и мини-гостиниц, рассчитанных на любителей просто потусить и побухать в осенний сезон. В 2004 году цены в санаториях составляли в среднем около 1000 рублей в сутки, в 2015 - одноместный номер обойдется уже в среднем около 2500 рублей в сутки. В так любимых Шварцманом Карловых Варах, впрочем, в 2-4 раза дороже.

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 19 июл 2015, 01:11
Репутация: 3
Откуда: Горячий Ключ
Контактная информация:

Re: О Горячем Ключе

Сообщение Admin » 14 сен 2015, 01:48

Этнический состав
Нынешний Горячий Ключ на 85% населен славянами, потомками казаков-первопоселенцев и приезжими с северов всех волн, от крестьян-переселенцев 1860-х годов до нынешних зажиточных сибирских нефтяников. Как и любой другой город Кубани, Горячий Ключ имеет внушительную армянскую диаспору (не меньше 8%). Причем у некоторых родов армянские фамилии имеют русские окончания на "ов", что, видимо, говорит о том, что предки их носителей переселились в Горячий Ключ еще с отцами - основателями (русскими офицерами) в XIX веке. Например, армянский разведчик на русской службе Капрел Миассеров еще в 1848 году, во разгар Кавказской войны, под видом армянского купца из дружественной адыгам Турции побывал в ауле Псыфабэ и привез оттуда русской военной администрации первые образцы минеральной воды. Многие армяне поселились там сразу же после русского завоевания и в последующие десятилетия. Значительная часть местного армянского населения переселилась в эти места из Турции после армянского геноцида 1915 года во время Первой мировой войны. Активное переселение армян из Армении и Азербайджана продолжалось в конце 1980-х и 1990-х, особенно после Спитакского землетрясения и войны в Нагорном Карабахе, и продолжается до сих пор. Отношения русских и армян в среднем относительно ровные. Постоянно живущих адыгов здесь мало.



Вернуться в «История Горячего Ключа»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость